Автомобильное страхование

Требования к страховщикам автогражданской ответственности

Автомобильное страхование

Требования к страховщикам автогражданской ответственностиЗакон предъявляет достаточно жесткие требования к страховщикам, которые занимаются страхованием автогражданской ответственности. Страховщики должны иметь не менее чем двухлетний опыт в страховании транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Они должны иметь в каждом субъекте РФ своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление этих выплат. При осуществлении обязательного страхования страховщики должны образовывать следующие резервы:

  • резерв гарантий, создаваемый для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых потерпевшим в счет выполнения обязательств страховщиков при применении к ним процедуры банкротства;
  • резерв текущих компенсационных выплат, создаваемый для финансового обеспечения компенсационных выплат в случаях неизвестности лица, ответственного за причиненный ущерб, или отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности У лица, причинившего вред.

Подробнее...

Тарификация риска автогражданской ответственности

Автомобильное страхование

Тарификация риска автогражданской ответственностиЗакон устанавливает минимальный лимит покрытия по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства. Однако страховщики часто предлагают неограниченное страховое покрытие.

Отсутствие в договоре конкретного значения лимита покрытия не позволяет использовать его в качестве базы для исчисления премии (в страховании имущества и личном страховании такой базой является страховая сумма). Таким образом, при страховании автогражданской ответственности требуется использование других методов тарификации риска, отличных от традиционных подходов. Французская система тарификации, введенная на государственном уровне и обязательная для всех страховых компаний, позволяет решить эту проблему. Подробнее...

Страховая сумма и тарифы автогражданской ответственности

Автомобильное страхование

Страховая сумма и тарифы автогражданской ответственностиВ Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оговорена страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить ущерб при наступлении каждого страхового случая.

Она составляет 400 тыс. руб. При причинении вреда жизни и здоровью нескольким потерпевшим выплачивается 240 тыс. руб., но не более 160 тыс. руб., если пострадал один человек.

При причинении имущественного ущерба нескольким потерпевшим выплачивается 160 тыс. руб., и не более 120 тыс., если пострадало имущество одного человека. Владельцы транспортных средств могут застраховать свою ответственность сверх этой суммы, но уже на добровольной основе. Это делается на случай возможной недостаточности лимита ответственности по обязательному страхованию, а также если наступает ответственность, исключаемая в соответствии с данным законом из страхового покрытия. Подробнее...

Способы урегулирования ущерба

Автомобильное страхование

Способы урегулирования ущербаСтатистика страхования автотранспортных средств показывает, что две трети всех выплат, осуществляемых страховщиками, приходится на материальный ущерб. Страховщиками проводится поиск возможностей упрощения процедур урегулирования страховых случаев с относительно небольшим материальным ущербом. В результате в большинстве стран появилось «извещение о несчастном случае, т. е. протокол о дорожном происшествии, который составляют сами водители столкнувшихся транспортных средств.

Во Франции страховщиками была заключена конвенция о прямом возмещении ущерба застрахованным. Эта конвенция распространяется на все наземные транспортные средства с мотором, подлежащие обязательному страхованию. Цель конвенции состоит в том, чтобы как можно быстрее возместить материальный ущерб пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и облегчить прохождение регрессного иска о возмещении ущерба между страховщиками. Компании — участницы Конвенции самостоятельно возмещают застрахованным лицам материальный ущерб в пределах их прав на возмещение. Подробнее...

Система «Зеленая карта». Состояние и перспективы развития

Автомобильное страхование

Система «Зеленая карта». Состояние и перспективы развитияЗа время функционирования системы «зеленая карта» ее деятельность несколько раз реорганизовывалась. Первая директива по автомобильному страхованию Совета Европы определила правила создания и деятельности гарантийных фондов, из которых производились выплаты в случае причинения ущерба неустановленным транспортным средством, отсутствия страхования автогражданской ответственности у владельца транспортного средства или неплатежеспособности страховщика.

Директива регулировала также режим посещения стран — участниц этой системы транспортными средствами государств, которые в нее не входили.

Владельцы данных транспортных средств, вне зависимости от наличия страхования автогражданской ответственности в своей стране, были обязаны при пересечении границы приобретать страховой полис «зеленая карта» у страховых компаний, входящих в систему. Подробнее...

Размеры и условия осуществления страховых выплат

Автомобильное страхование

Размеры и условия осуществления страховых выплатПри наступлении страхового случая страхователь обязан представить сведения о договоре страхования автогражданской ответственности другим участникам дорожно-транспортного происшествия и сообщить о нем страховщику в установленные сроки. До удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда страхователь должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями. В случае, если страхователю предъявлен иск, он обязан привлечь страховщика к участию в деле.

Для получения страхового возмещения потерпевший может направить непосредственно страховщику заявление с приложенными к нему документами из соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай (справка из ГИБДД, милиции и т.д.). Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда его жизни и здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ. Подробнее...

Принципы деятельности системы страхования автогражданской ответственности

Автомобильное страхование

Принципы деятельности системы страхования автогражданской ответственностиДеятельность системы основана на «лондонском образце соглашения», согласно которому участники заключали между собой двусторонние соглашения о взаимном признании страхового покрытия, а также об обязательствах по урегулированию претензий и по порядок выдачи документов.

Следует отметить, что соглашения, заключаемые без участия государства национальными бюро, не являются ни межгосударственными, ни коллективными. Законность системы «зеленая карта» должна быть официально признана государствами участников, которые должны гарантировать отсутствие препятствий для ее деятельности на своих территориях.

Для вступления в систему «зеленая карта» необходимо иметь закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, где предусматривается возможность участия в международной системе взаимного признания страхового покрытия гражданской ответственности, и создать национальное бюро, объединяющее компании, страхующие автогражданскую ответственность. Подробнее...

Необходимость создания системы "Зеленая карта"

Автомобильное страхование

Необходимость создания системы "Зеленая карта"В первой половине XX в. во многих европейских государствах было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Первоначально это были Австрия, Великобритания, Швейцария, Чехословакия, Германия. Позднее к ним присоединились Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Бельгия. Отметим, что в России закон об обязательном страховании был также принят в 20-е гг. XX в., но в отсутствие интенсивного роста парка частных автомобилей потерял актуальность и был забыт.

Естественно, что каждое государство имело свои собственные законодательные акты, которые во многом отличались друг от друга; отличия касались также правил дорожного движения и дорожных знаков. Все это создавало значительные трудности при передвижении автомобилей из страны в страну и возникновении дорожно-транспортных происшествий. Это были проблемы, связанные как с различиями в дорожных правилах, так и с компенсацией причиненного ущерба, так как соответствующие законы предусматривали возмещение ущерба, причиненного транспортным средством данной страны, но не иностранным. Подробнее...

Компенсационная выплата в счет возмещения потерпевшим

Автомобильное страхование

Компенсационная выплата в счет возмещения потерпевшимТакого рода компенсационная выплата производится в том случае, если страховая выплата по договору обязательного страхования не может быть осуществлена. Это возможно в случаях, когда:

  • страховщик является банкротом;
  • неизвестны лица, ответственные за причиненный ущерб;
  • лицо, причинившее вред, не имеет договора обязательного страхования.

Право на получение компенсационных выплат имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории России. Иск по требованиям потерпевших об осуществлении компенсационных выплат может быть предъявлен ими в течение двух лет. Подробнее...